Нижний Новгород
улица Ошарская, дом 18/1, офис 37
тел.: 8 (831) 411-14-17
+7 952-780-97-76

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛЬГИЗ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ1
по миграционным вопросам
№8 (февраль 2016 – май 2016)

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

Передача полномочий ФМС Министерству внутренних дел России.

С 05.04.2016 г. Федеральная миграционная служба России упраздняется, её функции и полномочия передаются Министерству внутренних дел России.

На Министерство внутренних дел возложены выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному госконтролю (надзору) в данной сфере.

Штатная численность упраздняемой службы также передается МВД России, но при этом штат ФМС России сокращается на 30%. Регламентированы кадровые вопросы перевода сотрудников.

В структуре МВД России создается новое главное управление по вопросам миграции.

Дополнен перечень компаний, имеющих возможность нанимать турецких работников без ограничения их количества.

Напомним, что с 1 января 2016 г. работодателям запрещено привлекать работников из числа граждан Турции. Данный запрет не распространяется на ряд компаний, заключивших договоры с работниками - гражданами Турции до указанной даты. При этом численность турецких работников в этих компаниях ограничена их количеством по состоянию на 31 декабря 2015 г. Поправками уточнен перечень таких компаний.

Также определен список работодателей, на которых не распространяются запрет на привлечение работников из числа граждан Турции и указанное ограничение их количества. В список включено 14 компаний.

В списке по-прежнему остается только одна Нижегородская компания – ООО «Маращстрой».

Уточнены критерии приема в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Уточнены критерии приема в гражданство России в упрощенном порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся индивидуальными предпринимателями и инвесторами.

Введено дополнительное условие приема в российское гражданство иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России непрерывно не менее 3 лет.

К индивидуальным предпринимателям будут применять критерий суммы ежегодно уплачиваемых ими налогов не менее 1 миллиона рублей в течение 3 лет, исходя из предполагаемой выручки 10 миллионов рублей.

Также введено дополнительное условие об уплате страховых взносов в отношении иностранного гражданина в ПФР.

Помимо этого, установлено полномочие ФМС России по запросу и получению соответствующих сведений в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию физических и юридических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, налоговых органах, ПФР, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Конституционный Суд РФ заявил о необходимости корректировки порядка получения визы и разрешения на временное проживание иностранцами.

Конституционный Суд РФ проверил взаимосвязанные положения КоАП РФ, Закона о государственной границе и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее. Поводом для этого стали жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и иностранного гражданина.

Иностранный гражданин прибыл в Россию по однократной визе и получил разрешение на временное проживание. Ему нужно было выехать в свою страну на похороны брата. Но его не выпустили из России и оштрафовали за нарушение правил пересечения госграницы, поскольку к тому времени срок визы истек.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

Само по себе требование о том, чтобы иностранец, въехавший в Россию на основании визы и получивший разрешение на временное проживание, предъявлял визу при выезде, допустимо. Это соответствует целям защиты суверенитета Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, здоровья населения. Тем самым в рамках режима пересечения госграницы проверяется наличие у такого иностранца законных оснований въезда в нашу страну и пребывания в ней. За несоблюдение этого требования он может привлекаться к административной ответственности. С этой точки зрения нормы не противоречат Конституции РФ.

Иностранцы могут законно находиться в России не только по визе, но и по другим основаниям, в т. ч. по разрешению на временное проживание, которое может быть выдано лицам, прибывшим в Россию по визе, а также в безвизовом порядке.

Действующее нормативное регулирование в рассматриваемой сфере является неопределенным.

В результате иностранец, который при выезде предъявил действующее разрешение на временное проживание и визу, по которой он въехал в Россию и срок действия которой истек, может привлекаться к административной ответственности по формальному основанию. А именно в связи с отсутствием визы с неистекшим сроком действия. Притом что виза и разрешение на временное проживание подтверждают законность его въезда в нашу страну и пребывания в ней.

Также по данному основанию ему могут отказать в пропуске через госграницу на выезд.

В этом аспекте оспариваемые положения КоАП РФ и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее являются неконституционными, законодателю надлежит соответствующим образом изменить действующий порядок получения иностранцами визы и разрешения на временное проживание иностранцами.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"

Конституционный суд РФ пришел к выводу о необходимости изменения правил об однозначном выдворении некоторых иностранцев за неуведомление миграционной службы.

У иностранцев, постоянно проживающих в России, имеется ряд обязанностей. Одна из них - обязанность ежегодно уведомлять миграционную службу о подтверждении своего проживания в России.

Невыполнение такой обязанности является основанием для наступления ответственности по КоАП РФ.

Причем к иностранцу, помимо штрафа, в таком случае может применяться также административное выдворение за пределы нашей страны.

Если речь идет о невыполнении этой обязанности в Москве и в Санкт-Петербурге (либо в областях этих городов), выдворение применяется в обязательном порядке.

Применение выдворения имеет в том числе такое последствие, как запрет на въезд в Россию в течение последующих 5 лет.

Применение норм, закрепляющих приведенные правила в отношении иностранцев в Москве, в Санкт-Петербурге (либо в областях этих городов), привлекло внимание КС РФ.

Конституционный Суд считает, что данные положения неконституционны и являются таковыми в той мере, в какой не позволяют отказаться от назначения выдворения в случае однократного нарушения иностранцем упомянутого требования.

Причем нормы не позволяют это сделать, даже если суд придет к выводу, что выдворение является чрезмерным и несоразмерно целям наказания.

В частности, суд может прийти к такому выводу, учитывая длительность проживания иностранца в России, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем в нашей стране, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства.

Как указал КС РФ, является обоснованным как введение самих правил миграционного учета, так и ответственности за их несоблюдение (в том числе неоднократное).

Также оправданным является и то, что за это нарушение в Москве, Санкт-Петербурге (их областях) предусмотрена более строгая ответственность.

Это обусловлено спецификой таких регионов как крупнейших центров социальной активности. Соответственно, некоторыми нарушениями в них может быть причинен вред больший, чем в других местностях.

Применение выдворения за подобные нарушения также имеет свое обоснование. Между тем применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности правонарушения без учета характеризующих виновное лицо обстоятельств противоречит конституционному запрету дискриминации.

Вместе с тем такой вывод не означает, что при оценке подобные обстоятельства должны всегда иметь безусловное во всех случаях преимущество. В частности, даже наличие семьи не обеспечивает иностранцам бесспорного иммунитета от мер миграционной политики.

Также Конституционный Суд РФ обратил внимание на некоторую неопределенность в отношении последствий административного выдворения. Однако он не стал изучать их детально, поскольку предмет рассмотрения в данном случае иной.

Законодатель должен внести соответствующие изменения в регулирование административной ответственности.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

ЗАКОНОПРОЕКТ № 1008149-6 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в целях установления возможности получения в упрощенном порядке вида на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получившими статус беженца или временное убежище и ставшими участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом)»2

Проект федерального закона направлен на установление возможности получения в упрощенном порядке вида на жительство иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получившими на территории Российской Федерации статус беженца или временное убежище и ставшими участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, переселившимися совместно с ними в Российскую Федерацию.

Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит получить вид на жительство в Российской Федерации указанной категорией иностранных граждан без оформления разрешения на временное проживание, а также без соблюдения условия о сроке проживания в Российской Федерации и пятилетнем сроке действия такого вида на жительство. Вид на жительство будет выдаваться на срок действия свидетельства участника Государственной программы.

На территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке прибыло и находится на ней более 1 миллиона граждан Украины, из которых около 325 тысяч обратились за предоставлением убежища в Российской Федерации. С заявлением об участии в Государственной программе обратилось около 120 тысяч граждан Украины, получивших временное убежище на территории Российской Федерации.

Принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать своевременному освобождению пунктов временного размещения, что позволит оптимизировать расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по социально-бытовому обустройству лиц, находящихся в таких пунктах.

Анализ возрастных групп участников Государственной программы из числа рассматриваемой категории граждан Украины (120 тысяч) показывает, что подавляющее большинство из них (70% или порядка 84 тысяч человек) находится в возрасте от 18 до 60 лет, то есть, относятся к трудоспособному населению.

Получение вида на жительство трудоспособной частью рассматриваемой категории лиц после трудоустройства позволит им арендовать жилое помещение, зарегистрироваться по месту пребывания и воспользоваться ипотечным кредитом для покупки собственного жилья.

Законопроект принят.

2 Из текста пояснительной записки к законопроекту, размещенной на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1008149-6&02

ЗАКОНОПРОЕКТ № 945490-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации» (в части введения процедуры лишения гражданства отдельных категорий граждан Российской Федерации).3

В последнее время наблюдаются случаи выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации для участия в террористической деятельности.

Проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий лишение гражданства Российской Федерации лиц, которые:

- выехали за пределы Российской Федерации для участия в террористической деятельности;

- участвуют либо участвовали в совершении в ходе международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников.

Законопроект не рассматривался.

3 Из текста пояснительной записки к законопроекту, размещенной на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=945490-6&02

ЗАКОНОПРОЕКТ № 765331-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в целях выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета квоты на выдачу таких разрешений иностранному гражданину или лицу без гражданства, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования и проживающим в общежитии данных организаций, а также в целях допуска указанных иностранных учащихся или студентов к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации без получения ими разрешения на работу или патента)» 4

В проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предлагается внесение изменений в ряд статей данного федерального закона, регулирующих правовое положение иностранных граждан, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, с целью предоставления им возможности в свободное от учебы время осуществлять трудовую деятельность в организациях, работа в которых им разрешена с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством.

В настоящее время, иностранные студенты, обучающиеся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, и изъявляющие желание осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время с целью получить дополнительный источник существования помимо стипендии, могут осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу (патента), кроме случаев, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 4 статьи 13 этого закона.

В связи с тем, что у большинства иностранных студентов нет денежных средств для оформления патента на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, а соответственно и возможности на осуществление трудовой деятельности в рамках действующего российского законодательства, в данном законопроекте предлагается внести в статьи 6, 13 и 13.4.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения, позволяющие иностранным студентам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время при наличии временной регистрации в общежитии, место для проживания в котором предоставлено на основании распоряжения руководителя вышеуказанных образовательных организаций.

Законопроект отклонен.

4 Из текста пояснительной записки к законопроекту, размещенной на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=765331-6&02

ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ/ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Можно ли в уведомлениях ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ использовать сокращения?

Порядок заполнения и подачи работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности и формы уведомлений утверждены приказом ФМС России № 147 от 28.06.2010 г. «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В соответствии с данным приказом, при заполнении уведомлений не допускается использование аббревиатур (за исключением официальных), зачеркиваний и исправлений.

Внесение дополнительных полей, строк и клеток для внесения информации в уведомления приказом ФМС № 147 от 28.06.2010 г. не регулируется.

2. Обоснованно ли требование инспекторов ФМС России при уплате государственной пошлины для выдачи приглашений на въезд в РФ, разрешений на работу иностранным гражданам указывать в платёжном поручении или квитанции фамилию, имя и отчество иностранного гражданина, которому оформляется приглашение/разрешение на работу?

В распоряжениях о переводе денежных средств, форма для которых установлена Положением Банка России № 383-П, в реквизите "Назначение платежа" указывается информация, необходимая для идентификации платежа.

Согласно правил указания информации, идентифицирующей плательщика средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в соответствии с приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н), плательщики налоговых, таможенных платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации при составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации указывают в реквизитах: для физических лиц - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства).

Таким образом, требования сотрудников ФМС России указывать в соответствующем платежном поручении ФИО иностранного гражданина, относительно которого производятся юридически значимые действия, не противоречат правилам указания информации, идентифицирующей плательщика средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

3. Если высококвалифицированный специалист приступил к работе не в начале отчетного месяца, как рассчитать его заработную плату, чтобы не нарушить требования о минимальной сумме заработной платы и требования ежеквартальной отчетности о выплате заработной платы высококвалифицированному специалисту?

Если иностранный гражданин – высококвалифицированный специалист приступил к исполнению трудовых обязанностей не с начала отчетного квартала, его заработная плата рассчитывается пропорционально отработанному времени.

С уважением,
генеральный директор
ООО «АЛЬГИЗ»
Шельмёнкина-Антонова Ю.А.
1Бюллетень подготовлен специалистами ООО «АЛЬГИЗ» (с использованием официальных источников)