Нижний Новгород
улица Ошарская, дом 18/1, офис 37
тел.: 8 (831) 411-14-17
+7 952-780-97-76

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛЬГИЗ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ1
по миграционным вопросам
№7 (декабрь 2015 – январь 2016)

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

Установлена допустимая доля иностранных работников, занимающихся отдельными видами экономической деятельности на 2016 г.

Постановлением Правительства РФ № 1358 от 12.12.2015 г. «Об установлении на 2016 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории РФ».

Допустимая доля иностранных работников, используемых при осуществлении следующих видов экономической деятельности, составляет:

- выращивание овощей (код ОКВЭД 01.13.1) - в размере 50 процентов общей численности работников;

- торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.25.1) - в размере 15 процентов общей численности работников;

- торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.26) - в размере 15 процентов общей численности работников;

- торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код ОКВЭД 47.73) - в размере 0 процентов общей численности работников;

- торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код ОКВЭД 47.8) - в размере 0 процентов общей численности работников;

- торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код ОКВЭД 47.99) - в размере 0 процентов общей численности работников;

- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 49.3) - в размере 40 процентов общей численности работников;

- деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 49.41) - в размере 35 процентов общей численности работников;

- деятельность в области спорта прочая (код ОКВЭД 93.19) - в размере 25 процентов общей численности работников.

Хозяйствующим субъектам до 1 января 2016 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением.

Регионы вправе устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранцев, работающих на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

7 декабря 2015 г. принято постановление Правительства РФ № 1237 "Об утверждении Правил определения срока приведения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, численности используемых ими иностранных работников в соответствие с запретом на привлечение такими хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, установленным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)"

Утверждены Правила определения срока приведения такими субъектами численности используемых ими иностранных работников в соответствие с запретом.

Срок запрета определяется в нормативном правовом акте, утверждающем запрет, с учетом срока окончания действия патентов на дату вступления запрета в силу, численности иностранных работников в виде деятельности, в котором устанавливается запрет, возможностей удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов и перераспределения трудовых ресурсов внутри региона, мнения 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений региона.

Срок исчисляется со дня вступления в силу указанного акта и не должен превышать 1 год. При установлении запрета для 2 или более видов деятельности срок определяется для каждого вида.

Новые формы заявления о выдаче дубликата разрешения на работу и о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.

4 декабря 2015 г. вступил в силу приказ ФМС России от 14.10.2015 г. № 458 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с выдачей дубликата разрешения на работу, снесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу».

Въезд в РФ граждан Республики Узбекистан по паспорту старого образца.

С 1 января 2016 года граждане Узбекистана, имеющие паспорт “старого” образца, больше не могут въехать по нему на территорию РФ и выехать из России.

Чтобы выехать из РФ по паспорту «старого образца», надо предварительно получить сертификат на возвращение. Сертификат на возвращение - это документ, наделяющий правом на въезд в Узбекистан временно находящихся за границей граждан Узбекистана. Он выдается в случае окончания срока действия или утери (порчи) их проездного документы за границей.

Для получения сертификата необходимо лично обратиться в консульский отдел Республики Узбекистан в городе Москва. Ориентировочный срок оформления сертификата на возвращение до 5 рабочих дней, однако, в связи с большим числом запросов получение сертификата может занять до 30 дней. Срок действия сертификата - один месяц.

Продолжать проживать на территории РФ с паспортом Узбекистана «старого образца» можно, если у гражданина Узбекистана есть действительный патент, оформленный по паспорту «старого образца». Однако с 01.01.2016 г. ни один документ, свидетельствующий о легальном пребывании мигранта в России, по этому паспорту оформить нельзя.

За отсутствие разрешительных документов иностранные граждане будут оштрафованы с дальнейшей депортацией и запретом на въезд в РФ. На компании, в которых иностранные граждане незаконно осуществляли трудовую деятельность, также будет наложен штраф от 400 тыс. руб. до 1 млн. руб. за каждого такого мигранта.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

ЗАКОНОПРОЕКТ № 765331-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предлагается внести изменения в некоторые статьи данного закона, регулирующие правовое положение иностранных граждан, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, с целью предоставления этим гражданам возможности в свободное от учебы время осуществлять трудовую деятельность в организациях, работа в которых им разрешена с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством.

В настоящее время, иностранные студенты, обучающиеся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, и изъявляющие желание осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время с целью получить дополнительный источник существования помимо стипендии, могут осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу (либо патента), кроме случаев, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 4 статьи 13 этого закона.

В связи с тем, что у большинства иностранных студентов нет денежных средств для оформления патента на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, а соответственно и возможности на осуществление трудовой деятельности в рамках действующего российского законодательства, в данном законопроекте предлагается внести в статьи 6, 13 и 13.4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения, позволяющие иностранным студентам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время при наличии временной регистрации в общежитии, место для проживания в котором предоставлено на основании распоряжения руководителя вышеуказанных образовательных организаций2. Проект находится на рассмотрении.

2 из текста пояснительной записки к законопроекту, размещенной на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=765331-6&02

ЗАКОНОПРОЕКТ № 945490-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"(в части введения процедуры лишения гражданства отдельных категорий граждан Российской Федерации)»

Проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий лишение гражданства Российской Федерации лиц, которые:

- выехали за пределы Российской Федерации для участия в террористической деятельности;

- участвуют либо участвовали в совершении в ходе международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников3. Проект находится на рассмотрении.

3 из текста пояснительной записки к законопроекту, размещенной на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=945490-6&02

ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ/ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Действует ли правило «90 из 180» в отношении порядка пребывания иностранного гражданина, прибывшего из государства-члена ЕАЭС в Россию для осуществления трудовой деятельности?

Ст. 5 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указывает, что срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

Разделом XXVI «Трудовая миграция» Договора о ЕАЭС (ст. 97) установлено, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Таким образом, ограничение срока временного пребывания иностранных граждан на территории РФ в виде 90 суток суммарно в течение каждого периода из 180 суток на срок пребывания трудящихся государств-членов Договора о ЕАЭС не распространяется.

2. Может ли выплата заработной платы высококвалифицированному специалисту осуществляться в течение месяца, следующего за отработанным? В случае если высококвалифицированный специалист приступил к работе не в начале отчетного месяца, как рассчитать заработную плату, чтобы избежать нарушения требований ст. 13.2. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»?

П. 14 ст. 13.2 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг) ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств о выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.

Форма и порядок подачи уведомления установлены приказом ФМС России от 12.03.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами деятельности на территории РФ».

Если иностранный гражданин приступил к работе не с начала отчетного квартала, его заработная плата рассчитывается пропорционально отработанному времени.

При этом в соответствии с пп.4 п.1 ст. 13.2 ФЗ № 115 при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в РФ высококвалифицированным специалистом в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другими обстоятельствами, в силу которых за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась, либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в РФ в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы.

Необходимо отметить, что в случае несоблюдения данной нормы в связи с приемом на работу высококвалифицированного специалиста не с начала отчетного квартала какие либо санкции в отношении работодателя не предусмотрены.

С уважением,
генеральный директор
ООО «АЛЬГИЗ»
Шельмёнкина-Антонова Ю.А.
1Бюллетень подготовлен специалистами ООО «АЛЬГИЗ» (с использованием официальных источников)